Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
Рекомендуемые ссылки:
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
https://sdo.edu.orb.ru/index.php.
Мероприятия
- 16.11.2021 г. - Единый методический день - Формирование у учащихся критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации» (открытые уроки, семинар-практикум)
- 15.02.2022 г. - Методический семинар-практикум «Повышение уровня функциональной грамотности как основное условие интеграции учащихся в современном мире»
- 29.03.2022 г. - Мастер-класс «Организация внутрифирменного обучения по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся по направлению
- 17.05.2022 г. - Методический семинар-практикум «Итоговая диагностика по формированию естественнонаучной грамотности»
- 03.11.2022 г. - Совершенствование гибких навыков (soft skills) педагога, через использование современных методик
- 11.04.2023 г. - Семинар - «Формирование функциональной грамотности на уроках»
- 18.04.2023 г. - Единый методический день «Формирование функциональной грамотности на уроках»
Дополнительная информация
-
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)
-
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности
-
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
Методические разработки
В рамках проекта Минпросвещения России "Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся" издательством "Просвещение" осуществлен выпуск печатных учебных пособий эталонных заданий по шести направлениям функциональной грамотности: